Популярность буддизма в сегодняшнем мире находится на пике. Его святейшество, Далай-лама, его сподвижники, а вслед за ними и представители Южной ветви буддизма, Тхеравады, сделали и продолжают делать просто титаническую работу по распространению и популяризации учения данного 2500 лет назад уроженцем нынешнего Непала – принцем Сиддхартхой Гаутамой, ставшего Буддой.

В этой статье я, конечно же, не собираюсь описывать и рассказывать вам про буддизм. Это попахивало бы исключительным самодовольством и глупостью, на фоне такого количества прекрасных книг по буддизму. Я просто хотел бы немного сориентировать тех, кто желает ознакомиться с этим великим Учением и не знает с чего начать в «море» буддистской литературы. А это очень важно – правильно начать.

С эзотерической точки зрения все, что не делается – все к лучшему. И вот тому, на мой взгляд, доказательство. Конец 19 и первая половина 20 столетия вылилось для мира активным противостоянием двух символов, двух парадигм. Свастика и Звезда (Пентаграмма). Апогей открытого противостояния между ними вылился во Вторую мировую войну. В итоге, как мы знаем, пентаграмма оказалась на тот момент исторического периода могущественней свастики. Однако, мало кто связывает окончательную победу пентаграммы над свастикой с китайской экспансией в Тибет. А мне кажется, здесь есть над чем задуматься. Очевидно, что Тибетский буддизм и его эзотерическая часть имеют неотъемлемую связь со свастикой. Также ни для кого не секрет, что фюрер и члены тайного германского ордена Аненербе, предпринимали как минимум три серьезных научно-исследовательских экспедиции в Тибет. Там они были приняты руководством Тибета и высшими чинами духовенства. Исследовательская работа продолжалась в течении года. После чего, немцы отбыли в Германию с довольно большим количеством материала, книг, подарков. Они установили радио мост между Германией и Тибетом, действовавший вплоть до 1943 года. Тибетцы в целом, отнеслись к немцам дружелюбно и всячески оказывали им поддержку и помощь в их научных изысканиях. Таким образом, мы видим очевидный факт взаимосвязи двух различных культур использовавших символ свастики, правда с абсолютно разными целями и значениями. Сделав такую историческую ремарку, я ни в коем случае не хочу поставить в один духовно – нравственный ряд концепции буддизма и концептуальные основы рассологической теории фашистской Германии. Я лишь отмечаю тот факт, что через некоторое время Пентаграмма в лице Советского Союза и его союзников повергла Фашистскую Германию (Свастику). А затем, Пентаграмма в лице Коммунистического Китая напала и разорила Тибет (Свастика). И это факт.

До того момента Тибетский буддизм проникал лишь отдельными «каплями» на Запад. Тибет был закрыт для иностранцев. Однако, китайская экспансия и ужасы творимые китайцами на территории Тибета, вынудили многих, включая Далай ламу, покинуть свою страну и бежать в Индию. Там они получили убежище, землю и возможность основать свою культуру. Таким образом, тибетская культура постепенно стала открыта и доступна всему миру. И великое достояние, буддистской духовной традиции очень быстро стало распространяться, как в самой Индии, так и за ее пределами. Таким вот непростым и крайне драматическим способом Провидение вынудило Тибетский буддизм излить нектар своей духовной мудрости, поделившись им со совсем миром.

Ладно, на этом мои умствования заканчиваются, и мы переходим непосредственно к буддийской литературе.

Буддизм

#статья
#книги
#религия
#философия

Автор: Стас Смиотанко

Календарь мероприятий

Сразу хочу оговориться, что это будет всего лишь мое частное мнение. Итак, известно, что Будда при жизни (а прожил он довольно долго 81 год) сделал 3 поворота колеса дхармы. Или иными словами, он дал три больших цикла учений. Первый поворот колеса Дхармы связан с проповедью учения о Четырех благородных истинах. Исторически сложилось так, что приверженцы ветви раннего буддизма именующейся Тхеравадой, основывают свою дхарму именно на устных наставлениях, запечатленных в рукописях Трипитаки (Три корзины). Это школы буддизма Индии, Шри Ланки, Тайланда, Бирмы, Лаоса. До момента раскола в буддийской сангхе, на Южную и Северную ветви, существовала только эта ветвь дхармы. Всем желающим ознакомиться с этой традицией основательно и серьезно, я конечно же советую читать непосредственно тексты (Сутры) Трипитакии комментарии к ним. Во-первых - это крайне интересно. Во вторых – познавательно. В третьих – вы окунаетесь в традицию изложения сокровенных смыслов и Истин характерных для времени проповеди самого Будды. Далее, к огромному счастью можно отнести то, что сегодня на русский язык переводится так много книг учителей Тхеравады. Я перечислю здесь книги, которые считаю просто необходимыми к прочтению всем искренним почитателям Буддизма.

  • Аджан Чаа

  • Махаси Саядо

  • Тханиссаро Бхикху

  • Аджан Сумедхо

  • Хенепола Гунаратана

  • Аджан Брахм

  • Бханте Вималарамси

  • Бхикху Буддадаса

  • Нектар для сердца.

  • Тихая лесная заводь.

  • Во что верят буддисты.

  • Бодхиньяна.

Этого великого человека, нашего современника, само олицетворение мудрости, проницательности и сострадания – читать обязательно. Простота, ясность, глубина и мудрость – это визитные карточки дхармы Аджана Чаа. На его наставлениях выросло очень большое количество достойных монахов, мирян, просветленных учителей Дхармы.

  • Сатипаттхана Випассана.

  • О природе Ниббаны

  • Крылья пробуждения

  • Пустота

  • «Нет Я» или «не я»

  • Практика медитации при столкновении с болью, болезнью и смертью.

  • Карма

  • Ниббана

Книга известного Бирманского учителя крайне подробно и последовательно излагающая фундаментальную практику медитации Випассана, в том виде, как ее практиковали во времена самого Будды. Книга очень непростая, но абсолютно необходимая тем, кто решил практиковать Випассану.

Это книги и небольшие статьи очень интересного, на мой взгляд, Тайского учителя.

  • Читтавивека – учение безмолвного ума.

  • Простыми словами о внимательности.

  • Открывая врата сердца и другие буддийские рассказы о счастье.

  • Руководство по медитации любящей доброты (Метта).

  • Тюрьма жизни.

Аджан Сумедхо – англичанин, принявший монашеский сан лесной сангхи тайского Буддизма. Большую часть жизни он был и остается монахом. Большой авторитет в мире буддизма Тхеравады как среди тайцев, так и у западной публики. Книга – замечательная во всех отношениях. Достойна внимания.

Пожалуй, одна из важнейших и наиболее действенных практик, подаренных буддизмом – миру.

Конечно, это далеко не полный перечень книг и статей на русском языке. Однако, этого материала для начала более чем достаточно для того чтобы подробно ознакомиться и составить мнение о буддизме Тхеравады.

Далее мы переходим ко второму повороту Буддой колеса дхармы связанному с учением Махаяны (Великой колесницей). Это учение связано крепко накрепко с понятием Бодхисаттвы и ее важнейшая идея – Бодхичитта, Просветленный настрой. Союз возвышенной мудрости и сочувствия. Это Северная школа буддизма.

Ее практикуют в Тибете, Монголии, Бурятии, Туве, Калмыкии, Китае, Японии, Тайване, Корее, Вьетнаме, Непале, Бутане, Сиккиме.

Второй поворот колесам дхармы был сделан буддой в Раджгире на горе Грифов.

Что же такого почитать, чтобы понять самую сердцевину классической Махаяны? Мне кажется, что самая сердцевина махаяны в ее классическом варианте изложена в учении Лам Рим. И всем кто хочет досконально разобраться в основах и принципах махаяны, я настоятельно советую прочесть и обдумать фундаментальный труд великого Учителя Чже Цонкапы.

Большое руководство к этапам пути пробуждения. 2 тома.

1 том – Воззрение. 2 том – Практика медитаций Шинэ и Лхатонг.

Далее я просто перечислю некоторые, на мой взгляд, интересные труды учителей буддизма Махаяны. Конечно, я и сам далеко не все читал. Ибо литературы по буддизму махаяны очень и очень много.

  • Еше Лосал Ринпоче

  • Джамген Контрул Лодре Тхае

  • Йонге Менгьюр Ринпоче

  • Далай лама

  • Чонгьям Ринпоче Трунгпа

  • Согьял Ринпоче

  • Лама Сопа Ринпоче

  • Чандракирти

  • Сюнрю Судзуке

  • Шень Янг

  • Сюй Юнь.

  • Кусан Сыним

  • Живая Дхарма или Дхарма для жизни.

  • Великий путь пробуждения.

  • Будда, мозг и нейрофизиология счастья.

  • Радостная мудрость.

  • Мир Тибетского буддизма

  • Сутра Сердца. Учение Далай ламы о праджняпарамите.

  • Преодоление духовного материализма.

  • Книга жизни и практики умирания

  • Вкус Дхармы. Преобразование проблем в радость.

  • Абсолютное исцеление.

  • Сердце Пути.

  • Буддийское учение о пустоте.

  • Сознание дзен, сознание начинающего.

  • Поэзия просветления.

  • Облако пустоты.

  • Рычание каменного льва.

  • Многогранный буддизм.

  • Совершенный буддизм.

  • Углубленный буддизм.

Этот список можно было бы продолжать еще долго. Но давайте для начала почитаем это. Здесь подобраны достойные труды по Махаяне в Тибетской, Японской, Китайской и Корейской традициях. Все они написаны понятным, доступным и увлекательным языком полезным и актуальным для ума и сердца каждого из нас. Книги затрагивают как воззрение буддизма махаяны, так и практику, что крайне важно.

Далее третий поворот колеса дхармы – Ваджраяна или Тантраяна. Туда же отнесу Дзогчен и Махамудру.

Это эзотерическая практика буддизма Махаяны. Буддийская Тантра. В основном практикуется в Тибете, Непале, Бутане, Ладаке, Сиккиме, Монголии.

В данном разделе, ставшим столь популярным на Западе, широко представлены в основном авторы именно тибетской школы буддизма.

Конечно же, это книги незабвенного, Намкая Норбу Ринпоче. Они обязательны к прочтению.

Далее перечислю некоторых Учителей пишущих и объясняющих данное направление.

  • Золотые письмена. Тексты традиции Дзогчен.

  • Калу Ринпоче

  • Дуджом Лингпа

  • Лонгчен Рабджам

  • Нида Ченагцанг

  • Тулку Урьгьен Ринпоче

  • Цонкьи Ринпоче

  • Гьялва Янгонпа

  • Миларепа

  • Падмасамбхава

  • Сердце великого совершенства.

  • Состояние Будды без медитации.

  • Суть Ваджры.

  • Драгоценная сокровищница Дхармадхату

  • Драгоценная сокровищница устных наставлений.

  • Оружие Света Введение в медитацию Ати йоги.

  • Сущность Дзогчен.

  • Беззаботное достоинство. Учение о природе ума.

  • Тайная карта тела.

  • Свежесть горного потока.

  • Свет мудрости 1и 2 тома.

Думаю, что этих книг более чем достаточно для того чтобы только попытаться осмыслить глубинные стороны эзотерического буддизма. Мое личное мнение, что начинать лучше не с этого. Лучше начинать изучение и практику буддизма с основ. Тантра сложна и требует многих факторов: подготовленного ума, тела, постоянства наставлений и практики с Учителем. На мой личный взгляд, не стоит делить учение Будды на высшие и «не очень». Все это крайне условно. Многие из практикующих, теперь Дзогчен и Тантру часто свысока смотрят на учение Тхеравады. Однако, если они посмотрят пристально на себя в зеркало, а затем почитают жизнеописания таких современников Будды как Шарипутра, Махакашьяпа, Могаллана, Ананда и многих других, обладавших безупречной дисциплиной ума, тела, концентрацией, волей и мудростью, то пусть они задумаются кто из них больше обладает качествами подходящими для практик «высших» или «низших» колесниц. На мой взгляд, ответ в 100% очевиден.

Буддизм, огромен или точнее неизмерим. Литературы сейчас масса. Важно не браться сразу за «тайное», можно ничего не понять и потерять интерес и таким образом «обрезать» прекрасный мир буддийской мудрости. Я желаю всем искренне увлеченным и только начинающим изучать буддизм обрести глубокое понимание в воззрении и практике этого великого Учения. Будьте счастливы!

+7 (495) 725-58-65

Политика конфиденциальности

Ищите нас в соцсетях:

  • Vkontakte - Белый круг
  • Facebook - Белый круг
  • Instagram - Белый круг

"Открытый мир". Все права защищены.